Украина — это ведь не про Украину. Это про нас. Всё, что случилось с Украиной, легко могло случиться с Россией.
Мог быть у нас «майдан»? Мог. И его старательно делали.
Могли нас так же обмануть, распропагандировать? Могли. Мог вырасти русский фашизм? Несмотря на то что нам он несвойственен по самой природе, от безыдейности, нищеты и грязи жизни — мог. И его ростки становились всё заметнее в 1990-е. Могли начать нашу Церковь также выкорчёвывать? Могли.
В Евангелии Господь рассказывает ученикам про Силоамскую башню, упавшую и придавившую 18 человек из Галилеи. И говорит: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13.2-3).
Война всегда наступает из-за войны с Богом. Война наступает из-за победившего в мирное время греха.
И всё то, из-за чего наступила эта война, — всё наше безбожие, грязь, богохульство, аборты, разводы, зашкаливающий эгоизм, безыдейность и бесцельность жизни; блуд, ставший нормой, сожительство, прозванное браком, вся эта пошлейшая поп-культура, богохульная матерщина, все эти половые девиации — то склизким намёком, то уже совсем явно, порнография, доступная детсадовцам, и магазины «Интим» у наших школ; все эти шуточки про священников, ставшие модой, — перечислять можно долго... Мы в целом с украинцами в этом прошли один стыдный путь и мало в чём отличны.
Почему украинцы оказались теми евангельскими галилеянами? На это три ответа.
1. Украина — это Россия, которая захотела перестать быть Россией. Принцип Запада «Разделяй и властвуй» на Украине сработал трагически: отрезали руку от тела — и делай с ней что хочешь, рука мертва. Рука ищет, к чему быть пришитой, и всё никуда не пришивается.
Тяжко голове и сердцу без руки? Тяжко. Но руке без головы и сердца вообще не жить. Ослабленную без связи с матерью — Большой Россией — Украину легче было распропагандировать, облапошить, провести эту чудовищную лоботомию народу. И в итоге скрутить эту отрезанную руку в кулак и направить его против своего же тела.
2. Украина — это модель того, что хотят сделать со всей Россией. Польская депутатша вякнула на днях, что Запад должен установить контроль над богатствами России и создать на её территории «свободные и независимые» государства, основой которых станут коренные народы: «...эта страна должна быть ликвидирована... Нам надо разработать некую концепцию свободных и независимых государств на территории России». Она только искренне озвучила их вековые планы.
Украина — это макет того, что, если бы не молитвы святых, умерших и живущих скрыто среди нас, не жертва новомучеников, не возрождённые храмы и не посланный нам Богом президент Путин, они бы уже осуществили по всей русской земле.
Гонения на Украинскую церковь — это ведь часть того, что они мечтают сделать по всей России — стереть в порошок в принципе Православие. Это пока получается на Украине по той же причине: её отрезали в 1991 году от основного тела и делают что хотят. Случись «майдан» в России, сатана сидел бы уже не только в Киевской Лавре, но и в Троице-Сергиевой, и в скиту на острове Русский. И это их планы.
3. И последнее. Господь так решил. Русские в грехе своём не лучше тех галилеян украинцев. Но всё же были удержаны от окончательного расчеловеченья и ненависти. И Господь устраивает так, что через это испытание исцелится весь большой русский организм.
Когда эта война закончится и рука Украины снова будет пришита к русскому телу, всё будет уврачёвано. И наверное, хотя бы на пару поколений мы получим урок единения — что нельзя разбрасываться своим и хаотично делиться и отделяться, потому что всякое такое деление ведёт к смерти и разложению — это закон природы.
Но этот урок единения будет невозможен без нашего общего покаяния. Потому что, как сказал Господь в тех словах о галилеянах, «если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:3).
Борис Корчевников - генеральный директор телеканала «СПАС», ведущий телеканала «Россия 1»